Мир искусства

- объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В "Мир искусства" входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников. Возникновению объединения "Мир искусства" предшествовал маленький домашний "кружок самообразования" на квартире А. Бенуа, где собирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, а затем Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере, А. Нурок, К. Сомов. Весной 1898 г. в музее училища барона Штиглица усилиями Дягилева была организована первая художественная выставка "русских и финляндских художников", в том же году возник журнал "Мир искусства", субсидируемый М. Тенишевой и С. Мамонтовым. Лозунгом кружка было "искусство для искусства" в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны. В то же время это объединение не представляло собой какого-либо художественного течения, направления, или школы. Его составляли яркие индивидуальности, каждый шёл своим путём. Искусство "мирискусников" возникло "на острие тонких перьев графиков и поэтов". Атмосфера нового романтизма, проникшая в Россию из Европы, вылилась в причуды виньеток модных тогда журналов московских символистов "Весы", "Золотое руно". Рисунок узорных оград Петербурга соединился с устремлениями художников абрамцевского кружка И. Билибина, М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина по созданию "русского национального стиля". На страницах журнала "Мир искусства" увлечение творчеством современных финских художников как "наиболее близких" соседствовало с "ориентальными оргиями Бакста" и "лукавым примитивизмом Билибина и Нарбута, историческими стилизациями Бенуа и Сомова, петербургским символизмом Добужинского".

Модерн »